Уведомления
Очистить все

Фототерапия  

   RSS

0

Фототерапия – одно из направлений арт-терапии. Фотография как самостоятельный инструмент диагностики и психотерапии, применялся в различных сферах деятельности человечества, начиная с 1822 года. В настоящее время этот метод альтернативной помощи человеку активно применяется в лечебно-коррекционной сфере и психологии.

А ранее, в 1975 году, канадский психолог, арт-терапевт и фотограф Джуди Вайзер, начала применять фотографию как независимый инструмент  терапии; в этот период и  появилось название метода - «фототерапия». Как терапевт, она была заинтересована дополнительными уровнями невербальной коммуникации, неожиданно проявляющимися вместе со зрительными фотографическими деталями, о существовании которых не подозревают в момент съемки и печати, которые существенно влияли на восприятие зрителями значения снимка. Бессознательные коллективные и индивидуальные процессы скрыто указывают на очень значимый пласт информации. И, в итоге – личные и семейные фотоснимки, альбомы могут быть мощными инструментами в руках знающего терапевта.

Фотография – не просто карточка, - это мгновение, которое застыло навеки – это то, что запечатлело момент «здесь и сейчас», даже если снимок сделан давно. Зрители погружаются в пространство времени, изображенного на фото, словно попадают в него. Но снимок делает не камера, а человек; и каждое фото заряжено эмоциями, имеет определенную композицию, игру цвета. Причем, рассматривая фото, всегда будут рождаться разнообразные эмоции, позволяющие сложить целостную картину происходящего через общение с бессознательным.

На данный момент, фототерапия — это набор взаимосвязанных психотерапевтических техник с использованием во время терапевтической сессии фотографий, вызывающих у клиента эмоциональный отклик. Отбираться могут как значимые для человека фотографии, связанные с его запросом, так и ряд фото “через поколение”, в динамике. Сеансы фототерапии позволяют решать самые разные задачи: от раскрытия глубинного потенциала личности и работы с детскими воспоминаниями, до борьбы с дисморфофобическими расстройствами, проблемами половой идентификации; исследования причин болезней и различных физиологических расстройств.

В настоящее время данный способ использования фотографии мало известен в России: практически не освещаются возможности использования фототерапии, мало научных исследований этой области и еще меньше квалифицированных специалистов. Зарубежные формы подхода в нашей стране практикуют и распространяют А.И. Копытин (2010) (Санкт-Петербург) и О.И. Перевезенцева (2010) (Москва).

Направление молодое, но древнее, как мир, поскольку трактовка образов используется с древних времен.

НА ЧЕМ ОСНОВАН МЕТОД, КАКИЕ ЕГО ПРИНЦИПЫ.

Говоря понятным языком, фототерапия базируется на  известных всем понятиях – как то  - терапия и фото - терапия - это восстановление и исцеление, а инструментом в этом исцелении служит фотография (фото).

Фототерапия включает через подсознание пласт вытесненных, забытых эмоций и переживаний, запуская тот или иной процесс в ходе терапии, направляя к нужному и важному исцелению. Фотография используется как образ, позволяя собрать и выразить через себя состояния, которые мы носим внутри, работая со своим внутренним миром, проецируя его во внешний.

Зачастую, человек тратит свою энергию не туда куда ему в действительности нужно; и в течение жизни растрачивает свой ресурс. Так проходит жизнь, и теряется ее смысл, целостность. Как только приходит осознание сохранения энергии, то делается выбор в сторону творчества, созидания, самоисследования. В большинстве своем суть фототерапии заключается в перенаправлении взгляда на жизнь,переосмыслении; накопление и сохранение энергии. Этот уникальный метод дает возможность попасть в созидательный поток внутри себя, ощутить энергию, возможность двигаться дальше. Создается здоровая атмосфера вокруг себя. Вовлекаясь в процесс фототерапии, человек входит в ресурсное состояние и положительные изменения просто не заставляют себя ждать, мир вокруг меняется в положительную сторону и приходит исцеление.

Метод фототерапии включает в себя варианты, когда человеку предлагают выбрать фотокарточки, которые ассоциируются у него с определенным чувством или обстоятельствами, а могут предложить стать самому фотографом. И тот и другой способ работы по данному направлению, так человек включается в процесс фототерапии.

Уникальный метод фототерапии удивителен и увлекателен в качестве самопознания и работы над собой. Он расширяет видение и включает творческие процессы, так или иначе контролируемые специалистом, ведущие к исцелению человека. Вы только представьте, насколько сильными могут быть изначально посылы фотографии, от чувств вызывающих умиротворение, до чувств, вызывающих ужас и истерию, насколько созидательным может стать данный инструмент в руках умелого и квалифицированного специалиста. В потоке массы информации, просматривая те же простые фото в сети, человека можно, так сказать, запрограммировать на положительный или отрицательный вариант исхода событий. Возникает видение направления фототерапии как варианта формирования положительного взгляда на жизнь и происходящее в мире в целом, отсюда важная роль метода применительно к конкретному человеку и ко всему человечеству, как вариант перенаправления внимания на все светлое и позитивное, как само принятие, как формирование стержня и самоутверждения себя в мировом пространстве.

Формат терапии может быть как групповым, так и индивидуальным.

Как совет и вариант, когда человек может помочь себе сам - создавая альбомы поддержки, содержащие те фото, которые позитивно его заряжают и наполняют (сделанные, когда ему было очень хорошо), и когда ему будет плохо, заряжаться позитивными посылами из прошлого.

  Дж. Вайзер как основоположник подхода, разделила способы использования фотографии в терапии на 3 составляющие: арт-терапия, фототерапия, терапевтическая фотография.

Д. Краусс и Дж. Вайзер считают, что у фототерапии и арт-терапии есть общая основа — они являются символическим предположением о реальности. Разница состоит в конкретном средстве выразительности (фотография является более реалистичной). Однако, как подчеркивает Д. Краусс (1993,1999), работа с символами здесь происходит по-разному: арт терапия предполагает, что человек демонстрирует свое внутреннее состояние, собственные представления о происходящем, и он выражает это путем творчества; фототерапия использует внешние реальные символы, через которые человек интерпретирует свое состояние (это может быть проекция своих переживаний на живой объект съемки или предмет, рассказ от его лица; анализ старых семейных снимков; запечатление на фото субъективно важных для человека элементов окружающего пространства для понимания эмоциональных привязок, анализа воспоминаний, и т.д.).

Главный представитель российской фототерапии А. И. Копытин. Он выделил 11 функций фотографии, которые обеспечивают возможность ее применения в терапии: Фокусирующая/актуализирующая, Стимулирующая, Организующая, Объективирующая, Функция отражения динамики, Смыслообразующая, Деконструирующая, рефрейминга, Удерживающая (контейнирующая), Экспрессивно-катарсическая, Защитная.

Джуди Вайзер, говорит о том, что то, что для фотографа становится конечным результатом, для фототерапевта является лишь отправной точной для деятельности. Она выделила пять методов фототерапии, которые используются в различных комбинациях друг с другом и с другими арт-терапевтическими техниками: фотографии, найденные или созданные клиентом с помощью фотокамеры, взятые из интернета, журналов, открытках и т.д; фото клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует; или его снимки, сделанные спонтанно; автопортреты, – любые фото самого себя, где клиент контролирует самого себя; семейные альбомы и другие биографические коллекции, хранимые в альбомах или хранимые где-либо на стенах, на холодильнике, на сайтах семьи, настольных фоторамках, собираются на накопителях. Все эти фото аккумулируются и так или иначе живут своей жизнью; техника фото-проекций, - согласно чему, каждый, смотря на фото, видит что-то свое. У смотрящего возникают свои реакции на увиденное, так сказать, проекция из подсознания. Будет определяться именно то, чему человек придает то или иное значение.

Задача фототерапевта не указывать человеку, что делать; а помочь в поиске собственного пути, в осуществлении желаемых перемен, через бессознательное обратить внимание на проблему, направить на исправление и исцеление.

В 2009—2011 годах был реализован проект «Обучение и исцеление с помощью фототерапии» — «Learning and Healing with Phototherapy» [Halkola; Koffert; Koulu; Krappala; Loewenthal; Parrell.; Pehunen, 2011] с участием психотерапевтов, медицинских специалистов, преподавателей и художников. Целью проекта было развитие и распространение фототерапии среди мировых представителей медицины и психологии, а также рост уровня благополучия общества, предотвращение изоляции отдельных слоев социума.

Не секрет, что издавна была традиция носить с собой фото близкого человека, члена семьи; даже отправляясь на фронт, солдат брал с собой фотокарточку любимого человека. Есть подтвержденные жизненные факты о прохождении через всю войну с фотокарточкой любимой на груди, – на лицо положительное влияние; как момент самонастройки на положительный результат, – прийти целым и здоровым, вопреки всем препятствиям и невзгодам.

А фото «места силы», того самого места, находясь в котором наступает озарение, исцеление. Смотря на такое фото, можно достичь положительных состояний, перепроживая эмоции возникшие в момент сделанного фото.      

Для кого этот метод – для всех, кому нужен ресурс, для решения каких-либо задач,в том числе и понимания индивидуального пути исцеления; для самопознания, для тех, кому нужно дать направление энергии для достижения своей мечты; для тех, кому важна самореализация или принятие себя таким, какой он есть, для тех, кто ищет свое направление или свою миссию в жизни, для работы с психоэмоциональными состояниями (тревоги, тоски, неуверенности  и тп.). Это дети и подростки, которые так или иначе ищут свое место в социуме, это моменты семейной поддержки (семейные альбомы, в которых можно найти свой ресурс), это люди с проблемами принятия возрастных изменений, подростки с особенностями строения тела, люди с проблемами адаптации в обществе (в связи с особенностями характера, люди из детских домов, люди с особенностями гендерно - половой идентификации и представители ЛГБТ сообщества, с депрессиями, расстройствами настроения,  люди с нарушением пищевого поведения (анорексия, булимия и др.), люди, злоупотребляющие веществами (алкоголь, наркомания, табакокурение и др.), люди, оказавшиеся в сложной семейной ситуации, люди с ограниченными возможностями, люди с неизлечимыми болезнями и т.д.

Рекомендации – книга:

Джуди Вайзер: Техники ФотоТерапии. Исследование секретов личных фотографий и семейных фотоальбомов

Благодарю за статью Надежду Борисову, крепкого здоровья и благополучия!)

Поделиться: