Уведомления
Очистить все

Психофизиология. Непростое взаимодействие  


Светлана Васина
Посты: 74
(@spectrum_admin)
Участник
Присоединился: 10 месяцев назад

Предваряя серию статей о психофифиологическом взаимодействии, хотелось бы рассказать о психофизиологической школе Соколова

Евгений Николаевич Соколов называет восприятие сложным процессом, участие в котором принимают различные рефлекторные приспособления, осуществляющие те или иные виды взаимодействия. В своём учении исследователь продолжает традиции, заложенные школой И.П. Павлова, творчески её переосмысливая и развивая в области понимания механизмов и функций ориентировочного рефлекса.

Было выяснено, что ориентировочный рефлекс является одним из самых эффективных механизмов по преодолению неопределённостей в различных направлениях деятельности человека (в том числе – и в области преодоления проблем со здоровьем лёгкой и средней тяжести, а также их профилактики). В зависимости от того, как протекает ориентировочный рефлекс, неопределённость в определённость трансформируется в различные варианты взаимодействия с раздражителем:
игнорирование;
включение его в рамки рабочей системы;
запоминание.

Оказалось, что в случае с одарёнными детьми период длительности угасания ориентировочного рефлекса – продолжительнее, чем у детей, которые выдающимися способностями не отличаются. В ходе дальнейших размышлений и исследований выяснилось, что замедление угасания обусловлено высокой степенью активности при обращении к ранее полученному опыту с целью нахождения оптимального решения. Иными словами, на внимательный анализ имеющейся информации одарённые дети бессознательно выделяли больше времени, чем все остальные, что и делало их таковыми. В свете этой информации огромную ценность приобретают медитативные практики по концентрации внимания, характерные для древнейших, сакральных традиций многих цивилизаций мира.

После Е.Н. Соколов, располагая достаточной информационной базой, смог проанализировать и смоделировать разновидность деятельности нейронов, из которой рождается поведение.

Ещё одним актуальным достижением в работе Соколова стало открытие о запоминании сенсорных сигналов. Тело человека способно запоминать информацию о взаимодействии с различными объектами окружающего мира на период до одного года. Длительность периода запоминания напрямую зависит от силы эмоций, испытанных в процессе переживания того или иного ощущения (исследования в Институте психологии РАН, исследователи: Н.Н. Корж, В.А. Садов, О.В. Сафуанова, Т.А. Ребеко, Н.Г. Шпагонова, Е.А. Лупенко, Н.В. Зубов).

Действуя в исследовательской парадигме «человек-нейрон-модель», Е.Н. Соколов смог собрать в рамках единого направления психофизику, когнитивную психологию и нейрофизиологию. Из учений древности с данным начинанием по уровню комплексности подходов схожи даосизм и йога, и, по всей видимости, Соколову, в рамках своей школы, удалось вернуть мудрость давно минувших дней, но уже в формате, который максимально соответствует современным взглядам. Благодаря широте своих взглядов и способности доступно излагать свои мысли этот самоотверженный исследователь обрёл широкое признание в научных кругах, как в СССР (после – РФ), так и в США.

Актуальную информацию по теме содержат сборник «Исследования памяти» (издан в 1990 году) и статья «Пейсмекерная активность — свойства и функции», монография «Восприятие и условный рефлекс» (1958).

Направления, изучающие психику и физиологию в нашей стране объединились в единое явление именно благодаря стараниям Евгения Соколова и его сотрудников.

Векторный принцип, который активно изучался Соколовым, является основой для функционирования множества реакций вегетативной нервной системы, в том числе – и работы сердца. В формате наглядного примера это можно выразить так: интенсивность сердечного ритма и дыхания напрямую зависит от того, насколько высокими являются уровни личностной тревожности и информационной загруженности. Следовательно, чем выше стресс, тем сложнее сердцу его преодолевать. Похожие схемы взаимосвязи с уровнями эмоций можно построить и по отношению к ряду других органов. Это имеет высокий уровень важности по той причине, что длительный уровень стресса может стать причиной серьёзных проблем со здоровьем. Поэтому, в целях предотвращения опасных состояний, ни в коем случае нельзя игнорировать упоминаемые закономерности. Лечение подобных состояний рекомендуется проводить в тихом, изолированном помещении, применяя различные восточные практики релаксации.

При содействии Г.Г. Аркелова, Н.Н. Данилова, С.А. Исайчева в 1995 году удалось успешно применить методики школы Соколова для излечения больных, страдающих пограничными состояниями.

Благодарю за статью Евгения Александрова, крепкого здоровья и благополучия!)

Поделиться: