Уведомления
Очистить все

ЯРесурс. Эффективная формулировка потребностей  


Светлана Васина
Посты: 74
(@spectrum_admin)
Участник
Присоединился: 10 месяцев назад

Задумывались ли вы когда-нибудь, какой хаос желаний находится у нас в голове? Остановитесь и прислушайтесь: мы можем хотеть абсолютно противоречащие друг другу вещи, достижение которых может даже нарушать существующие законы Вселенной. Наши желания переплетаются со страхами, состоянием неуверенности и буквально раздирают нас на разные части. В результате человек живет либо с оглядкой на прошлое, удерживаемый деструктивными мыслями и чувствами; либо с тревогой смотрит вперед, а сам…. просто топчется на месте с желанием перемен и непониманием, почему Бог, удача, благополучие, здоровье отвернулись от него…

Когда клиент в таком состоянии приходит на прием к психотерапевту, его мысли и чувства не дифференцированы, а потребности образуют своеобразную матрешку, которую предстоит разобрать, - отделить желания, потребности, цели, разрушающие антиресурсные элементы, расставить приоритеты в работе с ними, согласно значимым человеку ценностям.

Я как автор методики “ЯРесурс” разделяю мнение многих ученых, что человек - создание активное и деятельностное. Любой его поступок имеет направленность и совершается для удовлетворения актуальных на конкретный момент времени потребностей. Для запуска этого механизма от потребности к цели внутри субъекта активизируется изначально заданный процесс. Он является неотъемлемой составляющей психофизиологической основы. 

Только представьте, какой незаметный пласт подготавливает нас к действию!

В связи с этим, можно озвучить целую систему понятий: установка, направленность личности, мотив, ценность, смысл, мотивация, воля...

Предпочитаю опираться на научные данные психофизиологии, параллельно высказывая свое мнение по данной теме.

Родовой пласт информации (а может быть даже и неосознанный пласт прошлых воплощений), жизненный опыт формируют определенную ЦЕННОСТНУЮ СТРУКТУРУ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, то есть те ценности, вокруг и ради которых мы организуем свою жизнь. СМЫСЛ следовать тем или иным путем как раз определяется системой ценностей индивида. Ценности могут быть личными, семейными, родовыми, индивидуальными или коллективными (то есть заданные обществом во имя блага народа); реальными (связанные с действительным положением вещей) или мнимыми (из-за недостатка информации, личных иллюзий или самообмана). Осознаем мы или нет, все мы делаем что-либо, руководствуясь вопросами: А ДЛЯ ЧЕГО? А ВО ИМЯ ЧЕГО? РАДИ ЧЕГО мы что-то делаем?...

Такой ценностно-смысловой конструкт задает появление УСТАНОВКИ. 

УСТАНОВКУ можно объяснить как психологическое состояние, которое основывается на предшествующем опыте человека, задающее определенное поведение в конкретной ситуации. Она предваряет и определяет ход разных форм психической деятельности и активизируется при наличии значимой потребности. Установка состоит из трех задающих ее элементов: 1) чувственный образ ( эмоционально заряженный элемент), 2) когнитивный компонент (то или иное мыслительное представление) и 3) поведенческий компонент (заданные схемы действия в рамках различных ситуаций).

Установка личности связана с таким ее свойством как направленность. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ можно охарактеризовать как устойчивую систему из побуждений индивида (его желания, стремления; то, к чему он стремится или избегает, ради чего готов действовать). С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ связано и понятие МОТИВА, такого элемента психофизиологического плана, который обуславливает поведенческие акты, их организованность для удовлетворения важной потребности.

От того, насколько человек "горит" своими ценностями, верит в себя как в высшее существо, которое может достичь желаемого, и формируется МОТИВАЦИЯ, то есть совокупность мотивов, направляющая деятельность и регулирующая ее. Мотивация идет рука об руку с ВОЛЕЙ, с врожденной способностью человека принимать решения и направлять свою активность на удовлетворение потребности.

 

О ПОТРЕБНОСТЯХ сказано очень много. Поэтому опишу  свое понимание этого термина. В рамках методики “ЯРесурс” мной  введена следующая классификация потребностей. Это потребности: 

  • Первого уровня или материального плана, связанные с обеспечением безопасности; потребности в еде, продолжении рода;
  • Потребности психологического или второго уровня (принадлежность к социальной группе, в уважении и признании); 
  • Потребности третьего или духовного уровня (служение человечеству и мирозданию; творческое самовыражение).

Ценностно-смысловая ориентация деятельности взаимосвязана с потребностями второго и третьего  уровня, так как именно они характеризуют человека как личность и индивидуальность, в то время как потребности первого уровня связаны с сохранением себя как вида.

 Особо стоит сказать о значимости различий в потребностях материнства и потребности продолжения рода. Именно реализация себя через роль матери говорит о потребности 2 уровня. 

Также важно отметить, что потребность "сохранения своего физиологического здоровья" я отношу к потребностям не первого (физиологического), а второго (психологического уровня), так как моя задача, в рамках работы с методикой “ЯРесурс” объяснить людям, насколько внимание к себе в вопросах здоровья, важно осуществлять на разных планах: учитывать достижения официальной и альтернативной медицины, психофизиологические взаимодействия в формировании здоровья или болезней; духовный уровень ценностей и смыслов, мотивирующих и направляющих человека выстраивать маршрут к гармонии и здоровью.

Бывает, что реализация какой-либо цели может не приносить истинного удовольствия. Возможно даже появление разочарования, ощущения бессмысленности событий и непонимания, как быть дальше. 

Такое состояние может быть связано с тем, что человек пытался "закрыть" не свою потребность, не учитывал свои ценности, свой смысл в достижении цели.

Говоря о реализации тех или иных целей человеком, важно учитывать его АНТИРЕСУРСНЫЕ элементы: страхи, тревоги, деструктивные мысли, чувства, состояния. Они могут снижать силу, интенсивность активности человека, как бы притормаживая его или уводя в сторону . Это может стать причиной   неудовлетворенности, тревоги, так как закрытие действительно значимой потребности будет откладываться. Также, из-за антиресурсов, потребностная сфера человека может им пересматриваться и формироваться "путем меньшего сопротивления", когда общая тенденция к движению у индивида остается, однако уровень целей снижается. Например, человек, имеющий ценностью высокий социальный статус, в результате неуверенности в себе, сомнений будет довольствоваться должностью заместителя руководителя отдела продаж небольшой фирмы и даже побоится ставить цели более высокого уровня, создавая себе мнимое спокойствие и удовлетворенность...

Итак, человек, четко понимающий  значимые цели, выстраивающий  их на основании своих ценностей, будет идти по жизненному пути в согласии с самим собой. Важно быть готовым к тому, что поток различных антиресурсов, призванный нам для опыта и оттачивания ресурсов, может вставать на пути удовлетворения значимых потребностей. Однако уже понимание этого может способствовать укреплению готовности работать над собой, познавать свои ценности, - ресурсы духовного уровня, оттачивать волю и двигаться вперед, к гармонии и здоровью!

Итак, возвращаясь к теме статьи, важно резюмировать вышеизложенные мировозренческие взгляды автора в рамках методики “ЯРесурс”. Эффективная формулировка потребностей является следствием понимания себя и своих истинных желаний, ценностей и целей, ради которых рождается четкое намерение для их реализации. Под истинным желанием я подразумеваю актуальную потребность человека на данный момент времени, закрытие которой приведет к благополучию, самореализации самого индивида или значимого для него окружения. Такая истинная потребность сама по себе содержит ядро активности, направляющее к цели. Обозначая это, мне хочется конкретизировать понятие, дабы его звучание отражало заложенный в нем смысл, - позитивная потребность-цель.

На мой взгляд, именно такая формулировка термина, в рамках работы с методикой “ЯРесурс”, позволяет систематизировать поток из недифференцированных целей, желаний и потребностей в мыслях человека.

Для демонстрации эффективной работы хочется обратить внимание читателя на мысли, озвученные мне на психотерапевтических приемах (согласие на цитирование клиентов получено):

  • “Мне надо бы записаться к врачу, что-то живот побаливает”... Предложение, в котором используется условное наклонение, не подразумевающее активного действия; фраза-жалоба, которую можно интерпретировать: “Я потерплю, пока болит не сильно, просто пожалуюсь, может быть что-то изменится”... Переформулировка потребности в позитивную потребность-цель через работу с методикой “ЯРесурс”: “Я запишусь к гастроэнтерологу на следующую неделю для создания ясности и спокойствия, что со мной происходит. Благодаря этому буду примером своей семье, что нужно решать проблемы сразу же, когда они возникают.”
  • “Я хочу выйти замуж, найти мужчину своей мечты, надоело быть одной, мне плохо и одиноко, моя дочь растет без отца”. .. Потребность, в которой звучат страхи, состояние усталости, одиночества; здесь также отсутствует действие, позитивный настрой и активное намерение изменить свою жизнь в лучшую сторону. Благодаря работе с методикой “ЯРесурс” клиентке удалось выйти на формулировку: “Я хочу встретить достойного человека, которой был бы поддержкой мне и примером для дочери; для этого за ближайшую неделю проведу анализ своей личности и выясню, что конкретно во мне отталкивает, а что может притянуть нужных мне людей”.
  • “У меня рак. Чего я хочу? (ухмылка) умереть поскорее и не мучиться, или чтобы это было страшным сном, я проснулся и ничего не было”... Здесь уже звучит цинизм, попытка защиты через обесценивание и то же ощущение безвыходности; пассивность, отчаяние, страх, надежда на чудо… В терапии через методику “ЯРесурс” также человек приходит к позитивной потребности-цели: “Мне важно активизировать все свои ресурсы, ведь я человек - частица Бога! Я обязательно расскажу близким, подробно расспрошу врача о своем состоянии, узнаю прогноз, статистику; детально у разных врачей узнаю подходы, помогающие выстроить системный маршрут исцеления через официальную и альтернативную медицину; обращусь к  психотерапии, духовному общению с Создателем”.
  • “Я хочу похудеть, обалдела уже сидеть на диетах, ничего не помогает”. .. Во фразе клиента звучит то же отчаяние, непонимание выхода из ситуации и констатация факта неудачи. Переформулирование потребности будет звучать уже иначе: “Я хочу стать легкой и стройной, это поможет мне раскрыть в себе образ женщины, от которого я пока далека; благодаря этому я смогу разорвать цепь неблагополучного женского образа в моем роду, а также радовать мужа и сыновей, ведь у них перед глазами должен быть достойный пример жены и матери”.

Прошу обратить внимание читателей на тот контраст в формулировках клиентов в начале и после терапии по методике “ЯРесурс”. Подобные формулировки помогают увидеть свою истинную потребность-цель в позитивном созидательном ключе. Благодаря такому составлению позитивной потребности-цели задается иное мыслительное и чувственное функционирование человека, включающее в себя конкретные действия, на которые уже мотивирован человек, так как оно подразумевает опору на его ценности и значимые смыслы.

Разбор “Матрешки потребностей” предполагает принятие терапевтом запроса , а клиентом того потока эмоций и состояний, которые звучат на первой встрече. Постепенное формулирование, графическое фиксирование на консультации способствуют созданию наглядности, благодаря которой клиент может взглянуть на свой мыслительный поток как бы со стороны. Помогающие вопросы терапевта будут направлять восприятие клиента, раскрывая истинное положение вещей, приближая его к пониманию, может ли такая потребность удовлетвориться, желание воплотиться…

Вот пример “Матрешки потребностей”: “Хочу, чтобы ребенок дома учился заниматься своими делами, а я могла бы спокойно работать”.  Сама по себе такая формулировка вызывала у женщины страх, полное непонимание, как справиться с ситуацией и ощущением того, что потребуются большие энергозатраты для достижения желаемого. Ведь во фразу клиентки входит целый ряд потребностей:

  • потребность профессиональной самореализации;
  • потребность научиться объединять работу по дому, воспитание, профессиональные дела;
  • потребность научить ребенка управлять своим временем;

 - потребность объяснить своим близким, что она нуждается в помощи.

Такое выписывание потребностей и расстановка приоритетов позволяет взглянуть на реализацию своих желаний как на реальный поэтапный план, который можно реализовывать по мере сил и возможностей и даже испытывать наслаждение в процессе.

При выделении и разборе потребностей эффективна будет наглядная демонстрация клиентам потребностей разных уровней и просветительское слово о них.

Потребности физиологического уровня замыкаются сами на себе. К ним можно отнести потребности в комфортном ощущении себя в пространстве, в безопасности, продолжении рода, в сне, отдыхе, восстановлении сил. На этом уровне человека можно рассматривать как биологическую особь, индивида, то есть отдельный организм с присущей ему автономией, как единичного представителя человеческого рода.

Потребности психологического уровня подразделяются на “Я-потребности”, “Ты-потребности”, “Мы-потребности”.

“Я-потребности” - это такие потребности, которые направлены на себя и заключаются:

  • в принятии и понимании самого себя;
  • в развитии своих личных качеств;
  • в эмоциональном комфорте;
  • в понимании другими людьми;
  • в развитии задатков и способностей, позитивных привычек;
  • в поддержании своего энергетически-ресурсного состояния;
  • в удовлетворении разными сферами жизни;
  • в наличии интересов и хобби;
  • в профессиональной самореализации.

 

 Я-потребности связаны с понятием эгоизма. Это многомерный термин, поэтому здесь также важно обозначить следующие разновидности потребностей:

  • потребности через призму разумного эгоизма. Для каждого человека важно выстраивать личные границы при взаимодействии с другими людьми для обозначения и поддержания зоны личного комфорта, собственных интересов и ценностей. Благодаря разумному эгоизму, человек может организовывать свою жизнь гармонично и комфортно для себя.

Понятие эгоцентризма подразумевает фактическую неспособность индивида рассматривать иную точку зрения как заслуживающую внимания.

Ты-потребности -  это такие потребности, которые связаны:

  • с помощью другим, в отдаче своих ресурсов;
  • в заботе, бескорыстной, преднамеренной; осознанной или неосознанной;
  • в проявлении поддержки, отзывчивости, заступничества.

Ты-потребности могут быть связаны с понятиями жертвенности и альтруизма.

Под альтруизмом понимается бескорыстная забота о других, основанная на разумном начале согласно определенным ценностям.

Жертвенность, в свою очередь, связана с безрассудным отречением от себя и своих интересов во имя кого-то или чего-то.

Мы-потребности учитывают позиции, интересы друг друга и проявляются в комфортном взаимодействии с другими людьми.

Потребности психологического уровня связаны с понятием субъекта, личности и индивидуальности. Субъект соединяет биологическую и социальную сущность; подразумевает ориентированность на действие. Личностью можно обозначить индивида как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. А под индивидуальностью понимается совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Потребности духовного уровня связаны с понятием человека как универсума. Это тот, кто принимает свою физиологическую природу, понимает свою значимость нахождения в обществе для реализации совместной деятельности, индивидуальных и коллективных ценностей и смыслов.

Потребности духовного уровня  заключаются:

  • в саморазвитии и раскрытии своего потенциала;
  • в построении своего мировоззрения;
  • в осознании ценностей, жизненных принципов;
  • в поиске смысла жизни, своей истины; счастья и гармонии;
  • в поиске своего отношения с миром и Богом;
  • в понимании своей человеческой природы, своего места в мироздании, миропонимании в целом;
  • в познании нравственных законов;
  • в постоянном движении вперед.

Фактически, именно человек как универсум, принимающий разные аспекты своего существования, может выйти на уровень эффективной формулировки потребностей. Системный взгляд на беспокоящие ситуации, при собственной активной позиции, позволит осуществить комплексный подход к удовлетворению позитивных потребностей-целей, выстраивая свой маршрут небольшими комфортными этапами. Поиск и опора в себе ресурсов-элементов на таком пути, позволит человеку утвердиться в собственной способности влиять на любую ситуацию и достигать значимых целей.

 

 

Поделиться: